- О контейнерах
- Типы контейнеров
- Внешние отличительные признаки контейнеров (маркировка)
- Коды стран по маркировке на контейнере
О контейнерах

К наиболее прогрессивным технологическим разработкам по организации перевозок груза за последние годы относят контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки рассматриваются как третья транспортная революция. (Первая транспортная революция начало ХIX века — применение парового двигателя, вторая, конец XIX и начало ХХ века. — применение на транспорте дизельного и электрического двигателей). Они позволили резко сократить продолжительность транспортного цикла за счет ускорения и упрощения процедур в начальных, промежуточных и конечных транспортных пунктов. В 1934 году на железнодорожном транспорте СССР было введено в эксплуатацию 60 контейнеров, открыты 3 станции для выполнения таких перевозок.
Контейнер — съемное приспособление в виде стандартной емкости, служащее для перевозки грузов различными видами транспорта без перегрузки находящихся в нем грузов со склада получателя. Контейнер приспособлен для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки из одного вида транспорта в другой. Он предназначен также для кратковременного хранения грузов.
Грузовой контейнер является элементом транспортного оборудования, обладающим:
— Постоянной технической характеристикой и достаточной прочностью для многократного использования (в течение принятого срока службы)
— Специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку грузов (в любых погодных условиях), в том числе в облегченной упаковке или без неё, одним или несколькими видами транспорта (во внутреннем или международном сообщении) без промежуточной выгрузки из контейнера
— Приспособлениями, обеспечивающими быструю погрузки, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой
— Устройством, которое позволяет легко (удобно и безопасно ручным и механизированным способами) загружать и разгружать его (кратковременно хранить в нем грузы до отправления и после пребытия)
— Внутренним объемом 1 м3 и более (ГОСТ 20231)
Контейнеры классифицируются по пяти признакам: назначению; величине массы брутто; общему устройству (конструкции); оборудованию применяемому для перегрузки; сфера обращения.
По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры используются для обширной номенклатуры грузов штучных в таре, без нее или в облегченной упаковке, в том числе сыпучих и жидких, если они перевозятся в мелкой таре или в соответствующей расфасовке и не загрязняют контейнеры при принятии профилактических мер перед погрузкой, в процессе её выполнения и во время разгрузки.
Для универсальных контейнеров всех типоразмеров принята как наиболее приемлемая форма параллелепипеда. Современным контейнеростроением предусматривается сборка контейнеров из отдельных крупногабаритных элементов, как основание; пол; торцевая и боковые стенки; крыша; торцевая или боковая дверь; люк; угловые фитинги; рамные узлы и другие.
Основанием — называется нижняя часть грузового контейнера, состоящая из несущей рамной конструкции, угловых фитингов и пола, которая дополнительно может быть оборудована вилочными проемами и подхватными устройствами.
Полом — называется часть основания, как правило, в виде настила, на которую воздействует усилие от массы груза и используемого оборудования.
Угловые фитингом — называется элемент конструкции грузового контейнера с отверстиями, предназначенный для подъема контейнеров, его крепления на транспортных средствах и соединение контейнеров, между собой. Конструкция и размеры фитингов устанавливаются ГОСТ 20527-82.
Вилочными проемами — называются сквозные проемы в основании грузового контейнера, предназначенные для ввода вил погрузчика и подъема контейнеров.
Торцевые стенки — грузового контейнера располагаются перпендикулярно, а боковые стенки — параллельно продольной оси контейнера. Они состоят из обшивки вместе с необходимыми дополнительными элементами, прикрепленной к несущей рамной конструкции контейнера. Заднюю торцевую стенку обычно образуют правая и левая створки двери контейнера.
Крышей — называется верхняя часть контейнера, состоящая из обшивки вместе с необходимыми дополнительными элементами, прикрепленной к несущей рамной конструкции контейнера. Крыша контейнера имеет жесткую конструкцию и может быть съемной.
Люк — это отверстие в грузовом контейнере, предназначенное для загрузки или разгрузки, осмотра внутреннего пространства и вентиляции.
Рамный узел — элемент конструкции верхней рамы грузового контейнера, предназначенный для подъема контейнера посредством стропов или контейнерных захватов.
Для изготовления контейнеров применяют различные материалы, комплектующие устройства и стандартные изделия. Основание и рама контейнеров изготавливаются, как правило, из стального профильного проката на сварных и заклепочных соединениях. Наружная обшивка стенок, крыши и пола выполняется из стального гофрированного листового материала.
Для внутренней обшивки применяются тонколистовой металлически материал, а также полимерные листовые материалы. Для теплоизоляции пространство часто заполняется пеноэпоксидной композицией. В авиационных контейнерах в качестве конструкционного материала широко применяется прокат из более легких алюминиевых сплавов.
При проектирование и строительстве контейнера, кроме соблюдения норм ИСО, касающегося каждого элемента, также учитываются зоны расположения продольных балок полуприцепов контейнеровозов.
Типы контейнеров | Типоразмер | Масса брутто, тонн | Размеры, мм | Вместимость, м3 |
крупнотоннажные | 1АА | 30 | 12192 х 2438 х 2591 | 66,60 |
| 1А | 30 | 12192 х 2438 х 2438 | 62,40 |
| 1ВВ | 25 | 9125 х 2438 х 2591 | 50,0 |
| 1В | 25 | 9125 х 2438 х 2438 | 47,97 |
| 1СС | 24 | 6058 х 2438 х 2591 | 32,70 |
| 1С | 20 | 6058 х 2438 х 2438 | 30,0 |
| 1Д | 10 | 2991 х 2438 х 2438 | 14,70 |
среднетоннажные | УУК-5 | 5 | 2100 х 2650 х 2400 | 10,40 |
| УКМ-5 | 5 | 2100 х 2650 х 2400 | 10,92 |
| УУКП-5 | 5 | 2100 х 2652 х 2591 | 10,30 |
| УУК-5У | 5 | 2100 х 1325 х 2400 | 5,0 |
| УУКП-3(5) | 3 (5) | 2100 х 1325 х 2591 | 5,70 |
| УУК-3 | 2,5 (3) | 2100 х 1325 х 2400 | 5,16 |
малотоннажные | АУК-1,25 | 1,25 | 1800 х 1050 х 2000 | 3,0 |
| АУК-0,625 | 0,625 | 1150 х 1000 х 1700 | 1,5 |
Наряду с универсальными контейнерами, стандартными предусматриваются и другие типы контейнеров, например, такие как контейнеры специализированные (ГОСТ 30302-95); контейнеры авиационные (ГОСТ 20917-87); контейнеры мягкие специализированные для сыпучих продуктов (ГОСТ 61980-80) и т.д
К специализированным контейнерам относятся контейнеры, предназначенные для перевозки грузов: длинномерных; громоздких; сыпучих пылевидных, гранулированных, мелкокусковых, крупнокусковых, в том числе смерзающих и слежавшихся; жидких разной вязкости и полужирных; а также изотермические контейнеры — охлаждаемые, обогреваемые.
Специализированные контейнеры подразделяются на групповые и индивидуальные. Групповой контейнер — предназначен для группы грузов, однородных по физико-химическим свойствам и условиям перевозки.
Индивидуальный контейнер — предназначен для отдельных видов грузов, имеющих специфические свойства.