Один год со дня внедрения в таможенных органах автоматизированной системы управления рисками: результаты и достижения. - Transport and Logistics Information Portal

Один год со дня внедрения в таможенных органах автоматизированной системы управления рисками: результаты и достижения.

11 марта 2020 года в конференц-зале Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан прошла пресс-конференция для журналистов и представителей СМИ на тему «Один год со дня внедрения в таможенных органах автоматизированной системы управления рисками: результаты и достижения».

Учувствовавшие на мероприятии заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Б.Рахимов и другие уполномоченные представители ответили на все интересовавшие и возникшие в ходе пресс-конференции у журналистов и участников ВЭД вопросы.  

Указом Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018г. №УП-5414 в структуре ГТК создано новое подразделение по мониторингу и оценке рисков, в задачи которого входит эффективное внедрение в деятельность таможенных органов республики системы управления рисками.

В настоящее время, в таможенных органах Республики Узбекистан осуществляется планомерный переход от проведения «тотального» таможенного контроля к внедрению системы управления рисками - современному таможенному администрированию, которая обеспечивает осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для выявления, прогнозирования и предотвращения нарушений таможенного законодательства.

С учетом увеличивающихся объёмов торговли, ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов.

И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления.

Реализация системы управления рисками позволило снизить административные барьеры в отношении участников внешнеэкономической деятельности, не допустить неоправданных издержек, а также сэкономить время и ускорить таможенную очистку товаров.

Так в соответствии указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан» УП-5414 от 12.04.2018г.   определены такие важнейшие направления реформирования таможенных органов как:

- переход от проведения «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности;

- сокращение продолжительности прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска через Государственную границу за счет внедрения современных форм, методов и технических средств осуществления таможенного контроля;

- широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение эффективности деятельности всех подразделений таможенных органов, межведомственного обмена информацией;

- дальнейшее расширение сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран и международными организациями, системное изучение и внедрение передового опыта, международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.

Кроме этого в соответствии с данным указом в структуре Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан создано Управление по мониторингу и оценке рисков, основными задачами которого определены:

- внедрение в таможенных органах автоматизированной системы управления рисками, предусматривающей сосредоточение сил и средств для контроля товаров и участников внешнеэкономической деятельности с высокой степенью риска нарушения таможенного законодательства;

- разработку методологии целевого отбора для таможенного контроля партий товаров с повышенным риском, в том числе на основе анализа предварительной информации и случайного выбора;

- выработку критериев для определения добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, внедрение порядка применения в отношении них упрощенных таможенных процедур;

- регулярный мониторинг эффективности применения системы управления рисками, обеспечение ее дальнейшего совершенствования и бесперебойного функционирования.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года № УП-5582 «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» полностью внедрена Автоматизированная система управления рисками.

С 1 декабря 2018 года в полноценном режиме внедрена автоматизированная Система управления рисками с применением «желтого» и «красного» коридоров, где формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором.

Также, данным Указом с 1 марта 2019 года внедрены «зеленый» и «синий» коридоры, где формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска.

В результате полноценной реализации данной системы, осуществляется переход от проведения «тотального» таможенного контроля к проведению таможенного контроля на основе автоматически распределённых коридоров, при котором:

 - в «желтом коридоре», осуществляются формы таможенного контроля по проверке таможенной декларации, документов и сведений в отношении товаров и транспортных средств, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором;

- в «красном коридоре», осуществляются формы таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором;

- в «зеленом коридоре», в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска при принятии решения об их выпуске не будут осуществляться формы таможенного контроля;

- и в «синем коридоре», осуществляются формы таможенного контроля в отношении товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска в свободное обращение.

Ключевым показателем эффективности деятельности таможенных постов является период времени, затрачиваемый участником внешнеэкономической деятельности на таможенное оформление товаров и транспортных средств. При этом статистическая информация о времени таможенного оформления ежемесячно публикуется на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в разрезе каждого таможенного поста.

 Что дает внедрение данной системы?

 Благодаря внедрению системы управления рисками в таможенных органах достигаются следующие цели:

- обеспечение соблюдения законодательства путем применения системы управления рисками и выполнения задач, возложенных на таможенные органы;

- выбор форм и уровней таможенного контроля, обеспечивающих достаточный уровень таможенного контроля над объектами таможенного контроля в соответствии с законодательством;

- создание благоприятных условий для ускорения таможенного контроля и упрощения таможенного контроля товаров и транспортных средств, которые не находятся на уровне риска на таможенной границе Республики Узбекистан.

Автоматизированная информационная система «Управление рисками» анализирует нарушения, которые могут быть автоматически допущены участниками ВЭД, за исключением человеческого фактора, и, как следствие, направляет каждого участника ВЭД в соответствующие коридоры, давая индивидуальную оценку.

Чем выше уровень добросовестной работы во внешнеэкономической деятельности, тем быстрее таможенными органами осуществляется оформление товаров.

Правильное представление информации участниками ВЭД о товарах, подлежащих таможенному контролю и своевременная, полная оплата таможенных платежей является важным фактором, который автоматически дает положительный отзыв данному участнику ВЭД.

В результате запущения системы в течение года был достигнут ряд результатов. В частности, если сейчас на оформление декларации в режим экспорт уходит в среднем 44 минуты, то раньше на это затрачивалось в среднем 2 часа 16 минут. Проще говоря, время, затрачиваемое на таможенное оформление при экспорте товаров, сократилось втрое. 

Что касается импорта, этот показатель сократился в 2,6 раз и в настоящий момент составляет 2 часа 34 минуты. Тогда как ранее на таможенное оформление декларации при импорте товаров затрачивалось в среднем 6 часов 44 минуты.

Грузовые таможенные декларации за последний год были оформлены:

- 22,7 процента или 174 305 единиц в «зеленом» коридоре;

- 39 процентов или 300 367 единиц в «желтом» коридоре;

- 38,3 процента или 294 167 единиц в «красном» коридоре.

В результате эффективного использования автоматизированной информационной системы управления рисками и принятия мер по минимизации рисков за прошедший период в государственный бюджет таможенными органами было дополнительно взыскано таможенных платежей в количестве 81,6 млрд. сум. 

Всемирным банком было отмечено, что Узбекистан является страной, проведшей широкомасштабные реформы в сфере содействия бизнесу в рамках международного рейтинга «Ведение бизнеса». А также введение качественно новых процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков в таможенной системе.

Источник: сustoms.uz





http://www.fayzgo.uz